Сегодня сходил на фильм "Аватар". Впечатлений получил массу и в основном положительных. И дело вовсе не в новом стандарте 3-D и не в игре актёров - хотя всё это высоте, технически фильм сделан отлично (а может ли быть иначе у Кемерона) - с моей точки зрения сам сюжет, мысль фильма достойна того, чтобы его посмотреть всем.
Главный смыл фильма - это отнюдь не торжество идей язычества, как высказывались некоторые верующие. Как раз наоборот, показана ущербность языческого мышления для современного человека. Мышление западного человека, готового ради материального или духовного благополучия переступать через других - это, по сути, и есть откат к язычеству. Для язычника главное - это внешнее благоденствие. Ради этого он приносит жертвы, соблюдает обычаи, возносит молитвы своим божествам. Успех для язычника - это уметь отнять у другого, быть умнее и сильнее другого. Тогда он процветает. Западный мир сегодня живёт по этой схеме. Несколько веков назад европейцы открыли новую территорию и во имя собственных интересов на ней истребили коренное население - так появилась Америка. Во имя собственных интересов Америка вторглась в Ирак и Афганистан, отделила Косово. Когда речь идёт о сверхприбылях, язычник не остановится ни перед чем, он легко принесёт в жертву миллионы жизней ради собственного благополучия. В фильме "Аватар" показано то, что человек с западным языческим мышлением проделывал уже неоднократно. Начальнику экспедиции плевать на то, что ради дорогих камней он будет убивать женщин и детей. Его больше волнует дыра в бюджете правительства. Его не волнуют чувства людей (будем называть их так), для которых эта территория - родной дом. Для него они конкуренты на пути реализации его идеи фикс.
Чем язычник отличается от единобожника? Прежде всего у единобожника более высокий уровень нравственности. Для язычника украсть чужую жену считается доблестью, а для единобожника - это грех, за который полагается даже смерть. Если язычник убил другого и захватил силой - он победитель, он успешен. Именно по такой схеме действуют люди-пришельцы на чужой планете.
С другой стороны коренное население планеты Пандора. Каков их религиозный уровень. Ответ очевиден - он языческий. Они молятся силам природы, главная доблесть - это быть быстрым, сильным и смелым воином. И тут важный момент. С обеих сторон язычники: люди, которые прибыли на чужую планету, чтобы захватить территорию, и коренные жители, для которых их земля - и место обитания и религия. Чем отличается язычество западного человека, представленного в фильме в образе военных, от язычества коренных жителей планеты Пандора? Дело в том, что пока человек находится на уровне, когда он бегает с набедренной повязкой и прыгает по деревьям, язычество для него является естественным процессом развития. Это норма. Для него язычество - это возможность ощутить, что духовный мир важнее физического, что окружающий мир разумен и у него есть чувства. На охоте главная героиня просит прощения у животного, которого она убивает. Для язычника очень важно ощущение единства и благодарности той среды, в которой он обитает и которая даёт ему благоденствие. Но язычество работает до тех пор, пока человек живёт в непосредственном окружении с живой природой. Когда он зависит от этой природы и поэтому вынужден ощущать единство с ней. Сегодня природа даст милость и хороший урожай, а завтра отвернётся от тебя и тебя скушает какой-нибудь хищник или убъёт враг. А для человека, который вырос из набедренной повязки и отгородился от естественной природы цивилизацией, языческого уровня уже не достаточно. Единобожие позволяет выстраивать ощущение единства с окружающим миром и другими людьми не из чисто поверхностных аспектов, а из ощущения, что этот мир вторичен, что главное - это душа, которая живёт любовью и единством.
Но у человека есть путь в развитии только вперёд: поднявшись на уровень единобожия, обратно в язычество дороги нет. "Когда человек уподобляется животному, он становится хуже всякого животного". И когда человек утрачивает единобожие и скатывается в язычество, он разрывает чувство единства с окружающим миром и живёт только своими интересами. Чтобы стать язычником он должен отказаться от чувства любви и единства - как раз те качества, которые у человека-дикаря, прыгающего по лианам, находится в зачатке и закономерно развиваются. Если дикарь естественным эволюционным путём приходит к единству, к любви и к Богу, то единобожник, скатившийся в язычество, убивает в себе любовь и единство. В фильме это очень хорошо показано.
В фильме также хорошо то, что наглядно показано, как единство, готовность любить и жертвовать способны позволять выживать и побеждать в самых трудных условиях. Несколько наивно выглядит помощь природы жителям Панодоры в решающей битве. Но в принципе и это закономерно. Человеку, который совершает преступление против души, утрачивая единобожие, будет противостоять сама жизнь. Он обязательно проиграет. Если не сейчас, то потом. Мир так устроен, что убивать свою душу человеку долгое время не позволят - этот процесс будет остановлен. Но у режиссёра нет времени в фильме растягивать причину и следствие на несколько лет или десятилетий, как это было бы в реальной жизни. Поэтому он показывает тут же: вот неправильное поведение и вот высшие законы, которые не позволяют человеку совершать преступление и убивать свою душу. Эти высшие законы показаны в образе помощи природы коренным жителям планеты. Потому что они правы с точки зрения высших законов, их язычество - это естественный уровень развития человека. А пришельцы с точки зрения высших законов неправы, их сползание в язычество - это преступление.
Кемерон молодец, что сделал такой фильм. Неслучайно в фильме именно люди показаны отрицательными персонажами. Сейчас талантливые режиссёры в своих фильмах просто, можно сказать, кричат: "Наше сегодняшнее мышление, наши стереотипы - это катастрофа, мы идём к пропасти". Но есть надежда, что мы успеем свернуть. И появление таких фильмов, как "Район №9" и "Аватар" и зрительский отклик на них обнадёживают.
30.01.2010